МБОУ СОШ №17
город Белгород
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность
    Термин «функциональная грамотность» появляется в официальныхдокументах в конце 1950-х гг. Первоначально под функциональной грамотностью понимается способность использовать общие признаки грамотности — умение читать, писать и считать — для удовлетворения повседневных нужд и решения житейских проблем; относилось это понятие скорее ко взрослому населению.

    В настоящее время понятие существенно расширилось, и под ним понимается способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Мы ещё расширили бы определение функциональной грамотности,
    включив в него желание субъекта использовать знания.
    Практико – ориентированные задачи обладают следующими признаками:
    ■ массовость сюжета, т.е. объекты, их свойства и сюжет задачи жизненны и
    знакомы подавляющему большинству учащихся;

    ■ естественность, что подразумевает не только жизненность сюжета, но и от-
    сутствие искусственных ограничений или условий;

    ■ актуальность для школьника, что подразумевает персональную вовлечён-
    ность в сюжет и возможность обсуждения этого сюжета с учителем,одноклассниками или родителями;


    ■ познавательная или развивающая функция, когда учащийся из условия или
    решения задачи узнаёт новое (здесь роль обсуждения с учителем часто важнее
    самой задачи).

    «Функционально грамотный человек» - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»


    А.А. Леонтьев
    [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под
    ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
    Функциональная грамот6ность – это способность человека вступать в
    отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
    функционировать в ней.
    Основные направления формирования функциональной грамотности:
    • Математическая грамотность
    • Читательская грамотность
    • Естественнонаучная грамотность
    • Финансовая грамотность
    • Глобальные компетенции
    • Креативное мышление

    Особенность инструментария формирования функциональной
    грамотности в школе заключается в следующем:
    ■ Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на
    практическую учебную деятельность.
    ■ Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для
    решения практических, личностно значимых задач. Когда решается
    контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной
    работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших
    аспектов при формировании функциональной грамотности.
    ■ Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия
    решений, позитивного поведения в реальной жизни.
    ■ Поисковая активность – задания поискового характера, учебные
    исследования, проекты.
    ■ Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах
    или малых группах.
    ■ Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.

    Под функциональной грамотностью педагога понимается умение педагога
    применить на практике имеющиеся знания.
    Это способность к саморазвитию и самообразованию, которые связаны с
    поиском новой информации, проверкой ее достоверности, изучением новых
    видов деятельности. ФГ – это не просто набор задач, которые нужно решить.
    Это процесс, который вплетен в целую образовательную программу.
    Чтобы научить детей мыслить гибко, быть мобильными и
    коммуникабельными, умению взаимодействовать с другими и
    информационной культуре, педагог сам должен обладать этими навыками.
    Способы развития функциональной грамотности
    1. Критическое мышление: всегда сомневайтесь в фактах, у которых нет
    официального подтверждения, спрашивайте себя, насколько правдива та
    или иная информация, кто ее транслирует и в чем ее главный посыл.
    2. Развитие коммуникативных способностей: выделяйте основную
    мысль сообщения, стройте текст с разных точек зрения (собственной и
    слушателя), выступайте на публике, обсуждайте свои идеи с другими.
    3. Участие в дискуссиях: обсуждайте конкретную проблему с разных
    сторон, слушайте оппонентов и приводите свои аргументы, выражайте
    свою позицию вслух, принимайте участие в форумах и семинарах.
    4. Расширение кругозора: учитесь разбираться в разных областях
    (искусстве, живописи, экологии, науке и технике), больше читайте и
    изучайте работы экспертов.
    5. Организация познания: учитесь целеполаганию, планируйте день,
    месяц и год, ищите необычные решения повседневных задач,
    анализируйте данные и делайте выводы.

    Функциональная грамотность на ступени общего образования рас-
    сматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, от-
    ветственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.


    Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента.
    Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д.


    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie